Когда часто снимаешь жильё, неизбежно натыкаешься на библиотеки. Люблю в них рыться. Так мне попались Воннегут, Сол Беллоу, да много кто. Эти летом читал "Фрегат Паллада" Гончарова и "Записки княгини" Дашковой. На примере княгини видно, кстати, что можно быть образованнейшим человеком своего времени (викицитата) и порядочной стервой при этом. Между строк это читается в "Записках". Но вообще другое меня впечатлило - один случай, который княгиня описывает.
Дело было в Данциге, то есть за границейДело было в Данциге, то есть за границей. Далее цитата:
"...мы остановились в русском отеле, самом лучшем в городе. Войдя в столовую, я заметила две картины, изображавшие Дашкова, две битвы, проигранные нашими войсками в сражениях с Пруссией; на них были трупы убитых и умирающих солдат или на коленях умоляющих о пощаде победоносных пруссаков. Мне показался слишком обидным этот позор моих соотечественников, выставленный перед путешественниками всех наций, посещавшими этот отель...
...я попросила двух молодых людей, Волчкова и Штелина, служивших при русском посольстве в Берлине и провожавших нас сюда, купить мне масляных красок, голубой, зеленой, красной и белой. После ужина, затворив двери, эти молодые люди, знакомые с искусством живописи, помогли мне подкрасить на этих картинах голубые и белые мундиры прусских победителей в зеленые и красные — русских солдат. Эта работа стоила нам целой ночи и возбудила немалое любопытство домашних слуг, которые, конечно, заметили, что наша комната была освещена до утра и превратилась в приют какой-то таинственной забавы. Что касается меня, я дрожала и радовалась с детским увлечением...
Я долго смеялась, думая, как изумится хозяин отеля, увидев чудесную перемену в двух сражениях на его картинах."
Что меня здесь зацепило - вероятно, сочетание
квасного ватного патриотизма с чисто женским (как принято считать) чувством, что новое платье меняет мир